मन्नाथश्श्रीजगत्नाथो मद्गरुश्श्रीजगद्गुरुः । मदात्मा सर्वभूतात्मा तस्मै श्रीगुरवे नमः ॥
About
I am a dancer with a focus on the traditional Indian dance form known as ‘Bharatanatyam’. This dance genre from southern India has a rich cultural history going back several centuries and a distinctive aesthetic expression. One of the features of this dance style is that it is rooted in yogic traditions and Hindu ritual. Therefore, classical Indian dance can be viewed as a form of yoga. Dance enhances physical strength and power of awareness, brings body mind and spirit into harmony, and grants invaluable aesthetic experience.
I invite you to join workshops on Bharatanatyam regularly held in Germany in Hamburg by Kalamitra Bharatanatyam studio.Visit http://www.kalamitra.de You Also there are private causes in Copenhagen, Denmark. Visit www.klassisk-indisk-dans.dk
I am available for public performances on different festive occasions. For further questions regarding performances and workshops, please contact me by e-mail aneshvari@gmail.com
or http://www.facebook.com/anna.kaval.9
Sunday, February 14, 2010
РАСА И НРИТТА КАК ПУТЬ К МОКШЕ
Абхинавагупта – величайший святой, мудрец и т.д.Кашмира 9 век - написал комментарий к Натья Шастре. Стиль Абхинавагупты отличается строгой рациональностью и удивительной глубиной понимания предмета. Этот Сатгуру Кашмирского Шайвмзма, сам Шива и ценность его трудов не увядает в веках. Ну и естественно ОН был полностью реализованным существом. В этой короткой статье в очень примитивной форме немножечко затронуты его взгляды на теорию Расы и танец. Естественно любой увлеченный этим предметом без особого труда поймет многие важные моменты искусства и природу мироустройства в целом познакомившись с работами Абхинавагупты. В оригинале – это просто Божественно! Именно Абхинавагупте принадлежит самая подробная и глубокая трактовка теории расы, некоторые утверждают, что вся теория принадлежит Абхинавагупте.
Простите за путаницу в транслитерации – то кириллица, то латиница - но по большому счету по ним можно восстановить санскритское слово – ведь термины и слова так важны для верного понимания. Я боялась, что слова на деванагари не отразятся вообще.
РАСА – сок, нектар или, может быть, мед. РАС –АсвАданаснехайохо– санскритский корень означающий, удовольствие, любовь и процесс пробования, еды.- РАСА, согласно Бхарате является изначальной. Движение чувства пробуждается из РАСЫ и охватывает собой все тело и все существо как пламя охватывает сухое дерево.
Bharatamuni’s ‘The Natya Sastra’“Совокупность Vibhava (условий, а именно чувств) и Anubhava (следствий – а именно выражений чувств) вместе с Vyabhicari Bhava (временными состояниями) приводят к переживанию РАСЫ. РАСА прореживается как следствие ВибхаваАнубхава. Но в реальности процесс обратный, - Вибхава Анубхава имеют РАСУ как причину. РАСА - основополагающий принцип, в котором рождаются другие уровни переживаний и чувства. Но для того чтобы пережить РАСУ переживающий идет от грубого к тонкому, от следствия к причине, от временного к постоянному, от множества к единству.
РАСА реализуется, когда устойчивое состояние SthayibhAva пробуждается к переживанию и становится устойчивой посредством своих трех составляющих - vibhAva, anubhAva и Vyabhicaribhava . Две первые являются более важными принципами. sthayibhava означает более устойчивые чувства, такие как любовь, печаль, гнев, страх. Vyabhicari Bhavas - временные состояния как, например печаль, как одно из временных состояний на фоне стхаи бхавы любви . Любое произведение искусства окрашено тем или иным состоянием, чувством. Это чувство развивается и поддерживается за счет Vibhava, Anubhava и Vyabhicaribhava. Отношения между всеми ними – это отношения причины и следствия. Bhava, став действительно устойчивой и непреходящей, достигает состояния РАСА постедством Vibhava и Anubhava. Vibhava – это любое чувство или состояние или любое переживание. Вибхава предполагает знание о различных состояниях и переживаниях, чтобы иметь силу донести это состояние до воспринимающего. Раса переживается в связи с вибхава посредством отношения между переживающим удовольствие и объектом переживания удовольствия (Bhojaka и Bhojya). Vibhava также как и Sthayi-Bhava, рассматриваются как таковые без отношения к конкретному объекту. Как, например любовь Рамы к Сите – это любовь вообще, в принципе, без отсылки к конкретному герою. Объектом является само состояние любви.
Anubhava – это способы показать состояние, такие как мимика, взгляды, жесты и т.д. Vyabhicaribhava – временные состояния – используются, чтобы усилить вибхава и анубхава. Bharata говорит Vibhavanubhava-Vyabhicaribhavasamyogad Rasa Nispattih. – Из соединения вибхавы анубхавы и вйабхичара бхавы .появляется РАСА. И далее, «Как напитки улучшают разными сезонными травами, так же и устойчивое состояние (стхаи бхава) сопровождается разными бхавами, чтобы достичь РАСЫ. РАСА – это спонтанное переполнение мощным сверхчувством. Она появляется из чувства (вибхава), которое зиждется в покое (Шанта).
Позвольте привести прекрасную аналогию из книги на хинди S.Ghulam of Bilgram, India in 1741 AD ‘Rasa Prabodha’: человеческий ум, - это почва, где Раса – семена, Стхаи бхава (состояния ума) это всходы, поливаемые дождем. Вибхава (разное множество чувств, возникающие в теле как следствие определенных состоянии ума) и вырастает в дерево под названием анубхава (различные внешние проявления чувств) в соответствии с условиями. Вйабхичарабхава это цветы эмоции (преходящие, часто непоследовательные и ненадежные эмоции) цветущие время от времени с определенными интервалами в согласии с природой дерева стхаи (постоянной природой). Это единое древо производит РАСУ, нектар. Который собирает поэт, в образе пчелы.»
Раса и бхава всегда живут вместе и взаимозависимы – как корень – раса и дерево – бхава. Стхаи бхаву еще сравнивают с ниткой четок на которую нанизаны различные бусинки вибхав.
Существуют разные мнения комментаторов Бхараты, автора Натья шастры, по поводу взаимосвязи между вибхава анубхава стхаибхава и расой. Лоллата считает вибхаву непосредственной причиной (кАраНа) Расы. Его вибхава –подражание, имитация героя. Актер посредством имитации костюма, голоса, движения, изображения эмоций и т.д. производит эффект на зрителя - и этот эффект порождает расу. Шанкука, другой комментатор, видит расу не как следствие вибхавы, а как некое подразумеваемое, воображаемое состояние. Устойчивое переживание также воображается актером, а не переживается им посредством вибхав. Таким образом и чувства в актере и чувства в зрителе как бы воображаются, подразумеваются и результатом этого является некое эстетическое удовлетворение, называемое расой. Таким образом раса – это продукт логического предположения и воображения – Citra–turaga-nyaya - логика лошади на картине. Лошадь на картине отличается от живой лошади. Рама актер отличается от Рамы. Но картина может вызвать чувства, типа «Ах! Как живая!» - это и естьРаса. Таким образом вибхава не является действительной причиной (kAraka hetu) но она так же и не является (djnyapaka hetu), как утверждает Шанкука. Говинда указывает, что изображаемое переживание не способно произвести столь же сильный эффект как непосредственное переживание. Так же и раса не переживается как следствие воображения. Проблема в этих точках зрения заключается в том, что РАСА – это объективно существующее состояние на столько сильное, что ни имитация ни воображение не могут объяснить ее появление. Если ни в актере ни в зрителе нет реальных основ и причин для проявления расы – она и не проявится.
Бхатта Найака и комментарии на него Абхинавагупты в его книге «Лочана» (параграф.67.8). проясняют этот вопрос.
1. Раса не может быть следствием изображения чувств, так как так называемые причины, вибхавы, являются не аутентичными, а изображаемыми. Любовь настоящая вряд ли возникнет или тем более вряд ли станет устойчивой в ответ на изображаемую любовь.
2. Раса не может быть результатом воображаемого состояния, так как герой, Рама не являясь настоящим Рамой и его чувства соответственно не являются настоящими. Как устойчивое истинное чувство может быть следствием воображения?
3. Более того как возможно актеру отождествиться с его супербожественным героем? И произвести вибхаву идентичную с вибхавой его героя? То есть отождествление с героем тоже невозможно.
Далее Абхинавагупта утверждает – РАСА и наслождение ей происходит в связи с вибхавами, которые возникают из контакта переживающего и объекта его переживания, наслаждающегося и объекта его наслаждения (Бходжака и Бхогйа) и неважно это лошадь или картина с лошадью. Абхинавагупта вводит термин Бхавакатва – состояние или переживание чувства как таковое, это просто присутствие в человеке способности чувствовать. Он выводит это на основе слов самого Бхараты, определившего бхаву как способность к обобщению. Таким образом Вибхава и Стхаи Бхава переживаются без отношения к конкретному герою или его изображению. Сита таким образом – это образ женщины, а Рама и его любовь – это любовь в принципе. Именно эта способность чувствовать и является причиной РАСЫ, не актер, его герой и зритель. Важно что переживает актер или зритель на самом деле, а вся ситуация театра – вспомогательное средство для пробуждения РАСЫ – реального чувства наслаждения (БХОГА).
Таким образом воображение или изображение чувств слишком маленькие категории – речь идет о реальности переживания того или иного состояния. Стхаи бхава не воображается, а переживается так как она переживается актером, именно его субъективное состояние, которое передает настроение зрителю и в зрителе, в свою очередь, возникает его субъективное состояние. Оно возникает во всех участниках спектакля потому, что это все – чувствующие и переживающие существа. Это разделенное чувство которое делят и актер и зритель – это узнавание единого принципа чувств во всех участниках драмы. Что же это за чувство которым так стремятся поделиться актеры, и зачем им делиться? – по сути это удовольствие, Раса. Важно, что переживание стхаибхавы в принципе и также вибхавы в принципе является удовольствием, равнозначным удовольствию переживания духовного знания, самореализации, осознанию Истинного Я. Эти идеи исходят из общих положений об Истине и добре (Саттва), и то наслаждение Саттва в человеке отличается от переживания счастья и удовольствия от мирских объектов. Начинаясь с удовольствия от объектов переживающий поднимается к переживанию чистого чувства как принципа. Это Раса - удовольствие переживания основополагающих принципов мироздания, так воспеваемые Санкхьей и не только.
Согласно Бхатта Найака Раса проявляется из стхаибхава, или устойчивых состояний. Она переживается как обобщенное чувство в поэзии и других видах искусства как Абхидха и Бхавакатва. Она воспринимается как благословение и наслаждение называемое Бхога и кульминирует в состоянии трансцедентального переживания Алаукика и переживания божественной силы Ананда. Суть удовольствия от искусства именно в Расе – едином принципе переживания любого удовольствия и больше всего переживания Саттвы и Божественной милости – наивысшем и самом чистом удовольствии. Такое переживание оставляет впечатление (Васана) на долго, как, заметьте впечатление от хорошего произведения искусства остается не на один день так как подобные явления очень естественны и закономерны (Свабхавика). Таким образом заявление о божественном происхождении искусств от Самого БРАХМЫ – не просто пафос, а реальный метод самореализации путем постижения природы чувств и красоты. Не случайно то, что герои санскритской драмы Боги и Герои. Ведь именно Они являются примером и эталоном высших состояний, и Они же являются олицетворением основополагающих принципов. Поэтому в драме идеалом служит все таки божественное состояние - Дивйа бхава. В Шайвизме есть разделение на три основных типа состояний существ – пашу бхава, вира бхава и дивйа бхава. Пашу в данном контексте – скованные, ограниченные, вира – герои достигшие высокого уровня самореализации своими усилиями и дивья – по сути реализованные существа пребывающие в единстве с Шивой. Именно на вира и дивья бхаву и указывают герои драмы. Естественно что не все находятся в столь возвышенном положении и не все способны так тонко и сильно чувствовать, но по мере накопления васан – впечатлений, эта способность развивается и способность так чувствовать развивает именно искусство. В данном типе Реализации Садханой, одним из основных методом является искусство и способности практикующего к анализу своего сердца Свахридая. Красота всегда была в центре пристального внимания святых Бхараты. И все находили в этом проявление великолепия игры Бога. И существует множество способов самореализации через культивацию красоты, красоты во всем, красоты речи, образа, красоты истинности или силы. По сути все мироздание и есть искусство. Именно поэтому Абхинавагупта выделил Бхакти как отдельную Расу преданности Богу, чтобы подчеркнуть Окончательность и самодостаточность теории Расы как теории и практики постижения Сатьям Шивам Сундарам –Вечного Доброго Прекрасного.
Более того Раса проявляется не только как результат стхаи бхавы. Она возникает везде, где есть наслаждения высшим состоянием и может проявиться везде, также в Нритте – наиболее телесно выраженной части танца. Об этом чуть позже.
Возникает вопрос по поводу Разных Рас – Какое отношение, например имеет Кродха, раса гнева к мокше. В какую шастру не посмотри. Будет изложена теория, как в Бхагавад Гите
Тривидхам наракасйедам двАрам нАшанамАтманха
кАмаха кродхастатхА лобхатасмАдееае ераям тйаджате /16.21/
Трояки врата преисподней, губящей человека
Похоть, гнев, алчность – эти три подобает отбросить
Возможный ответ лежит в области типов переживающих их состояний – кто переживает гнев? соответственно как он его переживает? – ответ уже есть в термине Бхавакатва – как принцип чувства, который бывает. В той же Бхагавад Гите описано три типа переживающих, точнее КАРТА – деятеля крии действия, а также познающий при помощи караны (здесь карана в более широком смысле, не только нРитта карана) средства действия или способ познания в соответствии с тремя гунами – саттва раджас и тамас. Естественно для достижения мокши наиболее подходящая гуна – саттва, которую всячески призывают культивировать. Деятель в Саттва гунне - МУКТА САНГАха – свободный от связи деятель – и комментарий Абхинавагупты на Бхагавад Гиту – ахам картА ити на вадат – он не говорит «я делатель». И далее ТАТ ШИЛАха – такова мой характер. Тат дхармА – таково мое качество. Делатель не отождествляет себя с состоянием, переживанием, процессом действия, Он не видит разницу КрийА кртА и КАрана, все это присутствует в единстве и плодом действия такого карта будет джньАнамАтра – знание. (Гита 18.26) Также различают по гуннам и виды интеллекта - буддхи и счастья – Сукха и удовлетворенностьи – дхРта(18 глава).
правРттим ча ниврРттим СА кАрйАкАрйе бхайАбхайе
бандхам мокшам чай А буддхирведа сА пАртха сАттвикИ матА 30
Тот ум, что знает природу творения и растворения, действия и бездействия, опасность и безопасность, природу свободы и уз – тот ум саттвичный.
дхРити - удовлетворенность, которой контролируются манаха прана индрия и крийа –ум, энергия, органы чувств и действие - Саттвична.
Та сукха – счастье саттвично, что подобна яду вначале и амрине вконце, которое приходит после длительной практики и трудов, а счастье от контакта органов чувств и их объектов – раджасично по природе. Саттва воспевается в Натьяшастре. Обратите внимание на саттвичность характеристик, которыми должна обладать танцовщца из Натья Шастры.
Бхагавад Гита не противоречит Натья Шастре и Абхинавагупта в комментарии к Бхагавадгите ясно показывает мощь того единого знания, отраженного во всех великих текстах.
Такого типа сукха может сиять в любой активности, и в нритта и в нритйа и в натйя в нашем случае. Хотя традиционно считалось что нРитта лишена выражения чувств. Рассматривая теорию караны Абхинавагупта находит в ней Расу и считает карану не менее мощным средством достижения. Что такое Карана в танце?
Некоторые афоризмы Бхараты весьма не конкретны для практического использования. Например понятия каран.а, ан.гахаара пин.д.иибандха и речака все еще трудно определить в точности, что же они означают. Например каран.а по НШ «хаста пада сам.йогах нриттасья каран.ам бхавет» шлока, очень не ясна для понимания на первый взгляд. Буквально она означает, что комбинации рук и ног в танце (нритта) порождают каран.у. Абхинавагупта объясняет, что процесс овладения подобен процессу кормления с ложечки, искренний студент, который терпеливо проходит через все стадии работы в конце концов сможет в конце концов осознать концепцию.
Карана – от корня кР – делать, производит, действовать а также кАрана - быть причиной, кАрана это и инструмент деланья. КрийА каранам – действие – это карана. А в танце – это движения тела - гАтрАнНАМ вилАсакшепасйа- красивые движения тела составляют нРитта
Часто нритта карану ошибочно понимают как позу или позицию. Однако именно движения где (гати (тут это гати чАри)) и позы (авастхАна) являются составляющими карана. сочетание стхааны, чаари и нритта хасты порождают движение, а не просто позицию Карана это не просто обычное действие, это нРитта карана – танцевальное движение имеющее особую цель. Скульптурное выражение каран. Это застывшие моменты движения. Они показывают стадии каждой каран.ы а не саму каран.у – то есть начало, середину и конец движений. Согласно КШ пристальное наблюдение за началом, серединой и концом любого движения, например дыхания, приводит к Пратьябхиджна – спонтанному узнаванию Истинной природы. Следует глубоко осознать понятие каран.ы, чтобы понять всю концепцию. Скоординированное движение рук и ног – это движения, базирующиеся на убеждении, или правильном внимании, правильном отношении. Каждое движение должно быть эстетически красивым, только тогда оно может называться танцем.
Т.е это не статическая поза, а движение прежде всего. Слово каран.а может также предполагать идею инструмента, элемента, части чего-либо – ан.га – в танце это часть движения. У нас есть слово ан.тахкарана – внутренний инструмент или часть сознания (манас, буддхи, ахамкара). На примере известного высказывания манаса ваача карман.а тривидха каран.айх , означающего «посредством мысли, слова и дела». Карана – это то что является причиной, а также и следствием - деланьем. В танце это причина и следствие, порождающее ан.гахара – последовательность танцевальных движений. Это помощник, и следовательно инструмент эффективных действий. Это весьма важные момент. И так каран.а означает основной элемент танца, динамичный элемент, а не просто статичная застывшая поза.
Таким образом высказывание Бхараты «хаста пада сам.йогах нриттасья каран.ам бхавет» означает: скомбинированные движения рук и ног называются каран.а (движение или инструмент). Абхинавагупта также говорит, что слова пада и хаста не относятся здесь только к ногам или рукам, а означают верхнюю и нижнюю часть тела соответственно.
Важным аспектом караны является то, что она состоит из стхити (фиксированная позиция и) и гати (движение, здесь это чарана гати). Карана включает их обеих. Первые – абсолютно статичны – это деланье статики, а вторые абсолютно динамичны. Но как они сочетаются? В однородной последовательности. Движение основывается на покое и наоборот. Это сущность караны, деланья. Более того они могут существовать одновременно: например ноги двигаются, а торс остается в абсолютном покое. Карана – это уникальное сочетание покоя и движения. Концепция покоя в движении и движения в покое широко известна в Шайва агамах а также подробно объясняется в Бхагават Гите в разделе о карма йоге.
Здесь Абхинава дополняет и указывает на сакральность самого принципа движения, так хорошо описанного в Бхагавад Гите в главе о Карм Йоге. А также на то, что движение подразумевает пространство – а о пространстве, как мироформирующем принципе и о священном пространстве, лока или бхумика не преминет упомянуть всякая шастра. Тут мы найдем тесную связь васту шастры – сакральной архитектуры и нритты. Священное пространство в котором происходит священное действое.
Обычно НРитта определяется как отдельная от Натьи (драматического представления). Абхинава не делает сильного различия на основе того, что их Лакшана – их признаки, характеристики, эдентичны - танец можен являться полноценной драмои и более того НРитта, чистое движение может выражать бхаву, через НРитту может сиять Бхава. Проанализировав связь психики и тела не сложно заметить что любое движение способно пробуждать состояния переживания чувств. ВАкйАртхАбхиная, - физическое выражение значений чувств. Хотя выражение чувств тут и отличаются по характеру от ПадАртха абхинаи – пословной передачи смысла и состояния. Абхинава напоминает, что источник движения нельзя проследить и идентифицировать так как это опят таки приводит нас категории анади – безначальности. Как нельзя проследить процесс творения мира. Как и Веду, НРитту не растолкуешь раз и навсегда единственно верным способом, а откроешь там все больше и больше глубины смысла и потому Натья – это пятая Веда. Если смотреть в процесс, причину процесса, причину причины процесса, но обнаруживаешь бесконечность у которой характеристика – нитья – вечность. И именно эти нитья категории обладают силой приводить ищущего на путь освобождения. Таким образом НРитта, способна породить вибхавану и также выразить вибхавану и более того – важный аспект нРитты – это йога понимания природы движения и как следствие природы пространства – и опять таки это приводит к переживанию Расы – удовольствия постижения. Таким образом плод Нритты оказывается много большим, при правильном внимании. Поэтому Абхинавагупта придавал огромное значение красоте и искусству – ведь и актер и зритель по меньшей мере получат удовольствие, а по большей мере – оба достигнут просветления. Это Он называл дРиШТа пхалам и адРиШТа пхалам – дРиШТа – видимый плод, является Лоукика – мирским, а именно удовольствие переживаемое посредством органов чувств приходящими в контакт с объектом удовольствия – глаза – танец, ну и возможно еще и заработать приводят к переживанию удовольствия. Но настоящим плодом Он считает адРиШТа пхалам или Алоукика - невидимый, не мирской. Замечу, что Веды называют Алоукика. И этот плод достигается множеством разных способов распознавания вечного и истинного, где искусство занимает свое первостепенное место. Цель танцора – удовлетворить Бога, иначе будут удовлетворены только 3 цели из 4 – дхарма, артха, кама, а не МОКША. Иначе искусство станет просто зарабатыванием на хлеб. Поэтому Абхинавагупта указывает, что танцор исполняя пушпАнджали не должен устремлять взгляд на зрителя, он должен смотреть себе в душу. И этим все грехи очищаются.
Кашмирский Шайвизм – прекрасное направление, познакомится с которым мне посчастливилось уже 10 лет назад но изучать только сейчас с чудесными ачарьями чудесного города Варанаси – это Монистическая система, основанная на всеприсутствии и всепроникновении Универсального Сознания – Шивы – заявляет о возможности непротиворечивого сочетания бхукти и мукти – наслождения и освобождения на пути реализации и воспевает бхакти – естественную преданность Шиве, когда ты узнаешь Его хоть чуть чуть, а также признает двойственность субъекта и объекта как факт, как ограничивающий принцип а не иллюзию. Но утверждает о присутствии Божественного сознания в самых грубых элементах, начиная с земли и свободу Его от ограничений порождаемых ИМ метафизических принципов. . Таким образом теория Натья Шастры оказалась близка по духу к КШ. Обычно все Индийские школы очень близки по своим взглядам, даже так называемые атеисты, но некоторые все-таки умудряются не заметить единый импульс и единые принципы существования всего мироздания. Собственно Единство очень рационально и именно этот способ нахождения принципов (в Индии так много систем классификации этих мироустройство формирующих принципов) и прежде всего принципов субъективности, и является одним из методов Богопостижения. Да?
Сбственно разные классификации таттв, - метафизических принципов, категорий существования - ТАКОВОСТЬ, так есть, так мы устроены и так все устроено не останавливается на признании чувственного опыта как окончательного, а утверждается реальность более возвышенных переживающих, не ограниченных только субъектно-объектными отношениями, а обладающих знанием и что более важно, переживанием основополагающих принципов и одновременно свободу от них, или по крайней мере отсутствие страдания. Абхинавагупта радуется, что Натья Шастра разбита на 36 глав, как будто специально, чтобы указать на 36 таттв КШ. И более того все основные комментаторы Натья Шастры – Кашмирцы. Сейчас в Кашмире все крахом пошло – и мудрецы и санскрит и искусство. Похоже, что на юге традиция живет лучше – ну и в Варанаси, естественно. Наверно поеду в Кашмир – там в сентябре будет семинар по Шива Сутрам, на санскрите. Посмотреть, вернее Даршан совершить Ашрама где жил последний Кашмирский Свамиджи. Все еще хочется лопнуть от счастья причастности к столь возвышенной культуре. По этой земле ступал Кришна, Рама, Шанкара, Абхинава и т.д. на много много томов. И сегодня живут преемники и держатели традиции – их новое поколение не менее сильно. Разве это не чудо?
ОМ ТАТ САТ
Naxxiv | Naxxiv | TITanium-arts
ReplyDeleteNaxxiv is an alloy of titanium flash mica titanium joico titanium (Iron) titanium bracelet and helium (Iron) produced by Naxxiv, a ion titanium on brassy hair company that produces bulk t fal titanium pan Naxxiv · Naxxiv
xg712 Cheap Jerseys free shipping,Cheap Jerseys free shipping,Cheap Jerseys free shipping,Cheap Jerseys free shipping,Cheap Jerseys free shipping,Cheap Jerseys free shipping,Cheap Jerseys free shipping,Cheap Jerseys free shipping,Cheap Jerseys free shipping kx196
ReplyDelete